В начало
ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА II


Я помню, в детстве жила в комнате с мамой и Бабусенькой, обставленной старинной дубовой мебелью.

Посредине комнаты стоял большой дубовый стол, который раздвигался, превращаясь в огромный. Стулья со спинками в резных виноградных лозах. Две большие, как говорила мама, «варшавские» кровати на пружинах с никелированными спинками и шишечками (такие украшения), изящный маленький туалетный столик с мраморной доской (она потом стала надгробием для Бабусеньки), большой сундук, обшитый жестью в красивых серебристых узорах, напоминающих морозные узоры на окнах. Эта старинная техника обработки (забытая сейчас), называлась «мороз по жести» (так мне сказал мой брат Игорь — художник). У сундука был музыкальный замок — 2 толстые струны внутри, я засовывала туда палец и нащупывала их — и большой ключ, как из сказки про Буратино. В этот сундук можно было влезть и спрятаться там. Мне очень хотелось узнать, что в нем хранится. Когда Бабусенька его открывала, чтобы перебрать вещи, то меня просила смотреть издали. Там лежали старинные фотографии и портреты, вещи дяди Немы (его одежда, коллекции камней) и еще зеленая бархатная подушечка с расшитой золотом звездой Давида и длинный белый шарф в зеленую полоску с бахромой (талес). Эти вещи, предназначенные для молитвы, принадлежали моему покойному деду Абраму Михайловичу Меднику.

Но самым интересным объектом в комнате был большой дубовый буфет. (Старинные сервизы кузнецовского фарфора, огромные блюда, хрустальные рюмки и фужеры, наполнявшие его когда-то — все было обменено на картошку во время войны. Осталось одно блюдечко из чайного сервиза, которое хранится до сих пор у меня, как и две столовые серебряные ложки с вензелем «О.М.» — приданое Оли Медник. Одной ложкой ем я, другой — мама). Однако, буфет был интересен не посудой, а своей ролью в приобщении меня к чтению художественной литературы...

Да, я еще забыла сказать про немецкое старинное пианино с узорными медными подсвечниками. На этом инструменте выучились играть все три дочери Бабусеньки, а одна из них (тетя Верочка) стала профессиональной пианисткой.

Примерно в 30-х годах, когда маме было лет 14 и она музицировала (в этом возрасте она уже работала тапером в немом кино), а звуки музыки были слышны на улице, в дом (тогда они еще жили в своем доме), неожиданно зашел высокий парень и попросил разрешения потренироваться перед концертом. Это была заезжая знаменитость — сам Рихтер. Он играл венгерскую рапсодию Листа.

Но я отвлеклась от буфета... Хотя прежде нужно рассказать, как распределялись комнаты в нашей квартире.

Еще до войны дедушка получил от работы (завода) трехкомнатную просторную квартиру с большой прихожей на свою многодетную семью (дом у них забрали, вернее, отобрали). Во время войны подселили соседей, и в нашем владении остались только две комнаты. В третьей комнате и на кухне жили разные соседи. В комнате — семья: муж, жена и сын, мой ровесник. Дядя Федя часто напивался и избивал тетю Тасю, она бежала к нам прятаться.
На кухне жила тетя Клава с сыном — моим ровесником, которого она часто наказывала и сажала голого в ванну (общую, между прочим!) Сама она сожительствовала со своим начальником (она — продавец, он — директор магазина) и время от времени была избиваема его женой. Вот такие жизнерадостные были у нас соседи. Ну и как я уже говорила, все столики с плитками стояли в прихожей, и все нюхали все, что варится, а тот, кто варил, слышал все, что говорится в каждой комнате (за исключением, разумеется, тихого разговора и шепота).

В первой самой большой комнате с 1945 года, после войны, когда уехала подселенная к нам Фрида с младенцем, от нас ушел отец и умер дедушка, жили Бабусенька, я и мама. Во второй комнате сначала жили вернувшиеся из Самарканда тетя Верочка с дядей Женей и маленькой Натачкой (двоюродной сестрой Наташей). Когда они уехали в Миасс, комнату заняли приехавшие из Подмосковья (г. Электросталь) тетя Женя со своим вторым мужем — дядей Изей — и сыном Игорем.

Дядя Изя (Исак Михайлович Раскин) работал преподавателем в машиностроительном училище и приносил регулярно книги из библиотеки. Бабусенька брала их у него и читала запоем. Мне книги в руки брать не разрешалось, еще маленькая. Выходя из комнаты, Бабусенька, встав на цыпочки, прятала книги на буфет, думая, что я не вижу. Но я и слышала все, и видела, даже затылком. Слышимость в нашей квартире была отменная, и как только за ней закрывалась дверь в комнату тети Жени, я вскакивала на «варшавскую» кровать и брала с буфета вожделенную книгу. Как только Бабусенька возвращалась — мгновенный бесшумный прыжок, и я уже сидела за столом, как ни в чем не бывало. Так, стоя на одной ноге, я прочитала «Олесю» Куприна, «Мифы Древней Греции» и много других отличных книг.

Не могу умолчать, что как-то на буфете рядом с книгой я обнаружила коробочку конфет-подушечек, припрятанную Бабусенькой к празднику. Каждый раз, читая, я прикладывалась к ней, пока вдруг не заметила, что на дне коробочки осталось всего две подушечки.

Наступил праздник. Бабусенька достает коробочку и... Можете себе представить мою опущенную голову и полыхающие уши. Стыдно! Но главный секрет (книги!) не раскрыт.

Позже в своем втором муже Боре Белом я нашла хорошего сообщника по чтению книг. У Бори в детстве даже было прозвище «Чтец». Приезжая на отдых в Ейск, мы первым делом шли в местную библиотеку и затем на берегу Азовского моря, лежа на песочке читали, читали... Даже когда мы отдыхали вдвоем с Алешей (ему было около 13 лет), вдруг увидели в хозяйской комнате «Пармскую обитель» Стендаля — читали вслух, получая огромное удовольствие.
(Перед смертью Боря стал перечитывать все свои любимые книги. Когда его увезла Скорая навсегда из дома, на столе остался томик С.Цвейга, раскрытый на «Звездных часах человечества»).

Как-то мне попалась на глаза заметка психолога, который отвечая на вопрос читательницы, как приучить детей к чтению, видимо в шутку, советовал запрещать им читать «взрослые» книги и прятать их в (не) доступные для них места. Наверное, у этого психолога был в детстве опыт приобщения к художественной литературе, подобный моему.






Ирина Белая. Воспоминания детства II
<< Туники-Шайкевичи (2) -- В начало -- Медники (1) >>